Общественный контроль над госорганами намерены усилить в Казахстане

Общественный контроль над государственными органами намерены усилить в Казахстане, передает NUR.KZ со ссылкой на концепцию законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия коррупции».

Иллюстративное фото: пресс-служба акима Шымкента: UGC

Концепция разработана и размещена для публичного обсуждения на портале «Открытые НПА» агентством РК по противодействию коррупции. В документе отмечается, что принятие проекта закона направлено на создание необходимых законодательных правовых основ для реализации новых инструментов противодействия коррупции, на приведение в соответствие норм отдельных законодательных актов РК, регулирующих вопросы противодействия коррупции, с правоприменительной практикой.

С учетом вышеизложенного, в рамках законопроекта предлагается рассмотреть и реализовать ряд антикоррупционных инициатив, в числе которых правовая регламентация института общественного контроля.

Ниже NUR.KZ публикует выдержку из концепции о правовой регламентации института общественного контроля.

Важную роль в предупреждении коррупции играет вовлеченность общества в эту работу. Данный подход предполагает расширение механизмов реализации общественного контроля, который уже не должен ограничиваться только деятельностью общественных советов, мониторинговых групп.

Внедрение института общественного контроля является одной из основных задач Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы. Внедрение такого контроля требует не только активизации институтов гражданского общества, но и соответствующего законодательного регулирования.

Однако, на сегодняшний день законодательно закреплены полномочия только общественных советов, действующих при государственных органах.

В целях обеспечения в Казахстане функционирующей и эффективной системы общественного контроля должна быть создана его правовая основа.

Необходимо законодательно обеспечить практические механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с государством и, прежде всего, по таким направлениям, как участие населения в процессе принятия решений о выделении бюджетных средств и мониторинге их использования по программам местного самоуправления, оценка качества государственных услуг, в сфере обеспечения экологической безопасности, осуществления правосудия, интернет-ресурсами и др.

Кроме того, должны быть закреплены механизмы учета общественного мнения, реализации органами государственной власти результатов общественного контроля.

Следует отметить, что межведомственной рабочей группой, действовавшей при агентстве РК по противодействию коррупции для совместной проработки антикоррупционных инициатив, достигнута консолидированная позиция о необходимости внедрения нового инструмента – общественной проверки в законах «О доступе к информации» и «Об общественных советах» без принятия отдельного Закона «Об общественном контроле».

Законодательная регламентация общественного контроля в нашем государстве является одним из основных факторов дальнейшего успешного развития и улучшения системы защиты конституционных прав и законных интересов граждан в целом, обеспечения «прозрачности» работы чиновников для рядовых граждан.

Полагаем, что формирование института общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти будет одной из действенных мер для реализации поставленной главой государства задачи по воплощению в жизнь концепции «Слышащего государства», оперативно и эффективно реагирующего на все конструктивные запросы граждан.

Кроме того, контроль со стороны общества за деятельностью исполнительных органов служит основой демократического политического устройства.

Следовательно, институционализация процесса общественного контроля будет свидетельствовать о высоком уровне развития демократической политической системы Казахстана.