Что угрожает казахстанскому образованию
Казахстан

Что угрожает казахстанскому образованию

Активная конкуренция со стороны российских вузов представляет угрозу казахстанскому образованию. Об этом говорится в государственной программе развития образования и науки РК на 2020-2025 годы, передает NUR.KZ.

Что угрожает казахстанскому образованию

Иллюстративное фото: Sputnik/Владислав Воднев

В документе, принятым правительством Казахстана в конце прошлого года, представлена картина текущей ситуации в системе образования в виде SWOT-анализа.

Сильные стороны

  1. обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических работников;
  2. обновление содержания образования;
  3. поэтапное внедрение подушевого финансирования;
  4. внедрение дуального обучения в системе ТиПО;
  5. реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех;
  6. расширение академической свободы ВУЗов;
  7. рост публикационной активности профессорско-преподавательского состава (ППС) и ученых;
  8. существование точек роста - АОО «Назарбаев университет» - университет мирового класса, АОО «Назарбаевские интеллектуальные школы;
  9. членство в Болонском процессе;
  10. программа «Болашак»;
  11. открытость;
  12. стремление к международному партнерству;
  13. полиязычное образование;
  14. финансирование государством программы академической мобильности и привлечения зарубежных топ-менеджеров и ученых;
  15. трехуровневая система подготовки кадров;
  16. наличие в вузах программ двухдипломного образования;
  17. прозрачность принимаемых решений;
  18. наличие подписки на научные базы данных.

Слабые стороны

  1. старение остепененных кадров;
  2. отсутствие системы достоверной образовательной статистики;
  3. недофинансирование системы образования;
  4. затраты на образование составляют 3,8% при рекомендуемых ЮНЕСКО 5-7%.
  5. неравномерное распределение образовательных грантов;
  6. избыточное количество многопрофильных университетов, не соответствующее потребностям регионального развития;
  7. диспропорция в подготовке кадров;
  8. несовершенство информационных систем в учебных заведениях;
  9. средняя заработная плата преподавателей является одной из самых низких в мире;
  10. сильно устарела инфраструктура организаций высшего образования;
  11. несбалансированность содержания образовательных программ;
  12. наука и отраслевые научные исследования не координируются единым органом;
  13. слабая связь науки, образования и производства;
  14. низкое качество педагогического образования;
  15. несоответствие компетенций профиля выпускников требованиям профессионального сообщества;
  16. барьеры при внутренней академической мобильности - разная стоимость обучения;
  17. несовершенство системы признания результатов обучения предыдущего уровня;
  18. низкий уровень мотивации труда научных работников в системе высшего образования РК;
  19. отсутствие плановой системы повышения квалификации;
  20. слабый уровень владения ППС иностранными языками;
  21. недостаточное использование ППС и исследователями научных баз данных;
  22. количество обучающихся по программам PhD не покрывает потребности организаций высшего образования и НИИ в остепененных кадрах.

Возможности

  1. внимание государства к системе образования;
  2. развитие государственно-частного партнерства (ГЧП);
  3. инвестиционная поддержка образования и науки со стороны международных организаций и работодателей;
  4. обучение по международным грантам и программам;
  5. финансирование высшего образования из средств местного бюджета;
  6. расширение сотрудничества со странами Центральной Азии.

Угрозы

  1. высокая доля молодежи NEET в ряде регионов;
  2. утечка талантов;
  3. рост конкуренции вследствие глобализации образования;
  4. снижение потребности в очном обучении в связи с развитием IT;
  5. дисбаланс трудовых ресурсов;
  6. несформированность общественных механизмов и институтов гражданского общества;
  7. пассивность стейкхолдеров в обеспечении качества высшего образования;
  8. непривлекательность казахстанского образования для иностранных студентов;
  9. неготовность профессионального сообщества к участию в образовательном процессе и сертификации специалистов;
  10. активная конкуренция со стороны российских учебных заведений высшего и послесреднего образования и др. конкурентов;
  11. отток кадров в другие сферы.