Зачем Назарбаев провел заседание фракции партии Nur Otan
Мнения

Зачем Назарбаев провел заседание фракции партии Nur Otan

Политолог Уразгали Сельтеев рассказал, для чего лидер партии Nur Otan Нурсултан Назарбаев провел 18 октября заседание ее фракции в мажилисе. Соответствующий пост об этом он опубликовал у себя в Telegram-канале, передает NUR.KZ.

Зачем Назарбаев провел заседание фракции партии Nur Otan

Нурсултан Назарбаев. Фото: elbasy.kz

Ответ здесь один – запускается реальный процесс партизации власти.

Однако, судя по публикациям в СМИ и социальных сетях, этот вопрос вызвал растерянность и неясность в общественном восприятии. Как следствие, возникли очередные информационные спекуляции со стороны тех, кто далек от понимания внутриполитических трендов.

Что наблюдается по факту? Многие пытаются упростить и преподносят любое событие с участием Нурсултана Назарбаева либо в контексте некоего «двоевластия», либо как возвращение к непосредственному управлению страной.

Во-первых, и то и другое безосновательно и наивно, поскольку абсолютно противоречит целям и задачам процесса преемничества.

Во-вторых, нахождение Первого Президента в ранге председателя Совета Безопасности и «Нур Отана» призвано в период транзита сохранять баланс и укрепить внутреннее единство элиты. Сплотить ее вокруг Главы государства К.Токаева, который был избран президентом от партии «Нур Отан» и входит в ее руководящий состав (Бюро Политсовета).

Поэтому в рамках обозначенного в Казахстане политического перехода обретение партией «Нур Отан» субъектности и повышение ее активной роли вполне обоснованно и предсказуемо.

В политической системе любого государства вне зависимости от специфики и формы правления, партия, которая имеет абсолютное большинство, в первую очередь оказывает направляющее влияние на работу исполнительных и представительных органов. В противном случае, система госуправления начинает провисать. Речь идет о рисках деформации механизма сдержек и противовесов.

С этим столкнулись сегодня и мы. Недостаточное использование контролирующих функций Парламентом приводит к снижению эффективности работы Правительства. Отсюда пробелы и упущения в реализации ключевых госпрограмм, о которых критически высказался и Н.Назарбаев.

В этой связи, совещание фракции «Нур Отана» стало логичным продолжением заседаний Бюро и Политсовета партии.

Сейчас последовательно осуществляется трансформация «Нур Отана» из партии власти в правящую партию. Именно в этом и заключен ключевой смысл перезагрузки, объявленной в августе.

В совокупности три концептуальных вектора движения переходят в практическую фазу.

Первое. Партия парламентского большинства станет центром выдвижения и воспроизводства стратегических инициатив, которые будут закладываться в основу планов работы Правительства.

Второе. Депутаты от «Нур Отана» будут проводниками партийных решений в законотворческом процессе, и одновременно в сфере публичной политики.

Третье. Министры и акимы будучи членами партии подотчетны за свою деятельность перед «Нур Отаном» и в целом перед Парламентом в рамках сбалансированного разграничения полномочий, заложенных конституционной реформой 2017 года. Здесь стоит отметить, что впервые в истории проведено заседание фракции с участием членов Правительства (которые являются и членами партии) и заслушан отчет об исполнении предвыборной программы «Нур Отана».

Таким образом, теперь в равной степени разделена общая ответственность, в том числе за уровень общественного доверия и поддержки партии между нуротановцами в Парламенте и Правительстве.

Кроме того, надо иметь в виду, что партия – это не только консолидированные интересы общества, но и договор элит, где для устойчивости все правила игры пронизываются партийным содержанием.

Вместе с тем, высока вероятность возрастания консервативных настроений среди центральных и региональных элит в отношении перезагрузки «Нур Отана». Сложно менять устоявшийся политический уклад. Многие отнеслись скептически к данному старту, восприняв его как очередное громогласное «модернизационное» заявление. Однако прошедшее заседание фракции с членами Правительства должно было развеять подобные сомнения.

В любом случае комплексное усиление партийного и общественного контроля за работой исполнительной власти на всех уровнях – позитивная тенденция для будущего политической системы. На это направлен запрос общества. Это в разные годы требовали оппоненты власти.