О чем Назарбаев вечером расскажет в интервью телеканалу «Хабар»
Мнения

О чем Назарбаев вечером расскажет в интервью телеканалу «Хабар»

Политолог Уразгали Сельтеев считает, что первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сегодня вечером в ходе интервью телеканалу «Хабар» пошлет несколько сигналов обществу и госаппарту. Соответствующий пост об этом он опубликовал у себя в Telegram-канале, передает NUR.KZ.

О чем Назарбаев вечером расскажет в интервью телеканалу «Хабар»

Нурсултан Назарбаев. Фото: akorda.kz

О чем сегодня вечером Нурсултан Назарбаев расскажет в интервью телеканалу «Хабар»

Анализом внутриполитического процесса в Казахстане и политическим консалтингом занимаюсь достаточно длительное время. Поэтому попробую спрогнозировать содержание беседы Елбасы с журналистами.

Какие акценты расставит Первый Президент? Уверен, что все будет предельно четко и конкретно. Этого требует текущая ситуация.

Во-первых, подчеркну, что Нурсултан Назарбаев в курсе всех актуальных событий, трендов и разломных дискуссий в обществе. Он выскажется по ключевым моментам, включая вопрос о «двоевластии».

Во-вторых, концептуально это будет промежуточная оценка процесса преемничества (или транзита власти), который запустил Елбасы 19 марта.

Теперь непосредственно о сигналах и месседжах, которые будут направлены в первую очередь обществу и госаппарату.

Первое. Сложив полномочия президента, Нурсултан Назарбаев сегодня выполняет одновременно две роли – советника для правящей элиты и верховного правителя, с которым согласовываются стратегические вопросы развития государства.

Напомню, что Первый Президент обладает тремя управленческими рычагами – конституционный (председатель Совета Безопасности РК), политический (председатель партии «Нур Отан») и общественный (председатель Ассамблеи народа Казахстана).

На этом основании он координирует общий ход реформ. Более того, фактор Первого Президента имеет значение гаранта внутриполитической стабильности и прочности всей конструкции государственной системы. По сути, это стержневое условие плавного и сбалансированного перехода к новому политическому циклу развития Казахстана.

Как бы кто не пытался придать негативный окрас, на сегодняшний день казахстанская политическая модель устойчива. Она сконструирована таким образом, чтобы планомерно и с минимизацией политических издержек передать систему государственного управления следующим поколениям.

Второе. «Двоевластие» – это миф, который активно и безосновательно пытаются внедрить в массовое сознание зарубежные и ряд казахстанских СМИ. Кроме того, провокационные вбросы и инсинуации намеренно стимулируются отдельными внешними субъектами, пытающимися усилить свое влияние на внутренние процессы в Казахстане в транзитный период.

Скорее всего, Н.Назарбаев в очередной раз выскажется о поддержке начинаний второго президента К.Токаева, который соблюдает четкую преемственную линию. Все должны понимать, что проводимые реформы базируются на программных установках, заложенных и разработанных в период президентства Н.Назарбаева.

Здесь я считаю, одним из ключевых посылов станет артикуляция тезиса о том, что нет прежней или новой стратегии, нет прежней или новой команды, а есть единая генеральная стратегия развития. В совокупности речь идет о Стратегии «Казахстан-2050» и Пяти институциональных реформах.

Третье. Елбасы обозначит, что всегда нацеливал госаппарат на формирование команды единомышленников-государственников для слаженной и системной работы.

Однако эта управленческая команда должна нести коллективную ответственность за принимаемые решения. Она будет постоянно меняться с точки зрения профессиональных качеств и поколенческого обновления управленцев. Госаппарат будет становиться максимально открытым и подотчетным обществу. Значительно повысятся контролирующие и представительные позиции Парламента и маслихатов. На это же направлена системная перезагрузка и усиление субъектной роли партии «Нур Отан», которая станет мостом между властью и обществом.

Таким образом, Первый Президент прояснит и сориентирует государственных менеджеров и общество на то, как должна и функционирует модифицированная конструкция политической системы.