В Казахстане прошли мирные митинги: что это означает
Мнения

В Казахстане прошли мирные митинги: что это означает

В Казахстане впервые за пять лет прошли мирные митинги. Почему власть разрешила их проведение и что это означает, рассказал политолог Уразгали Сельтеев. Соответствующий пост об этом он опубликовал у себя в Telegram-канале, передает NUR.KZ.

В Казахстане прошли мирные митинги: что это означает

Мирный митинг в Алматы. Фото: almaty.today

Системное формирование культуры протеста или разовый «выпуск пара»?

Впервые за пять лет власти выдали разрешение на проведение трех санкционированных митингов.

Кстати, некоторые СМИ и эксперты неправильно называют дату последнего митинга. Одни говорят о десятилетней давности, другие – об акциях протестах движения «За справедливые декретные» в 2013 году.

На самом деле последний санкционированный митинг провели совместно КНПК и ОСДП в Павлодаре 19 апреля 2014 года под лозунгом «Поднимайте не цены и тарифы, а уровень жизни. Мы за достойную жизнь». Это было одно из мероприятий в рамках попытки создания так называемого Общенационального гражданского собрания, которое позиционировалось как диалоговая площадка для открытой дискуссии с представителями власти. По сути, это аналог формируемого сейчас Национального совета общественного доверия. Тогда же прошла серия общественных слушаний и форумов в регионах с участием различных НПО и политических партий. Фактически на этом публичная имитация оппонирования власти прекратилась. Внутриполитическое поле замерло и оказалось полностью выжженным.

Таким образом, в течение 5 лет протестные настроения нарастали и перезревали стихийно. Более того, игнорирование роста социального недовольства привело к его скрытой политизации и перемещению в обеспеченные слои общества и прогосударственный сектор. В итоге критически настроенное меньшинство оказалось в замкнутом пространстве, но при этом стремительно увеличивается. Накопленный латентный протест проявился через принцип альтернативного голосования на последних президентских выборах.

Каково значение сегодняшних митингов?

Первое. В управлении внутриполитическим процессом власть наконец-то отважилась на смену подходов. В условиях общественного давления пришло понимание, насколько важно выработать сбалансированную политику в отношении «несогласных». Силовые методы, тактика запретов и чрезмерно жесткая реакция будут только провоцировать усиление протестных настроений.

Второе. Разрешенные митинги минимизируют риски радикализации социального недовольства. Правовое поле четко очерчивает ответственность субъектов – инициаторов и участников акций протеста. Отпадает необходимость хаотичных и массовых необоснованных арестов.

Третье. Одновременно выбивается почва для организации несанкционированных акций, к которым призывают М.Аблязов и другие политэмигранты. Вместе с тем легитимизируется их разгон в случае проведения.

Четвертое. За основу взят российский опыт. Речь идет о концепции «управляемой демократии». Она реализуется по сей день и практически разработана в начале 2000-х годов В.Сурковым, который долгое время был главным идеологом Кремля.

Следует отметить, что уже применена одна из технологий, когда власть выводит на улицу своих сторонников (митинг «Нур Отана»), противопоставляя их оппонентам. Ее постоянно практикуют «Единая Россия», «Общероссийский народный фронт», а также специально созданные для этого движения «Местные», «Наши», «Сталь» и др. Массовым проявлением стали митинги на Болотной и Манежной площадях в 2011-2012 гг.

Пятое. Однако самый главный плюс в другом. Закладываются условия для конструирования цивилизованных основ публичной политики и диалога общества с властью.

Поэтому важно рассматривать подобные митинги не как разовый акт «выпуска пара», а системно формировать культуру протеста.

Во-первых, необходимо, чтобы у митингов были коллективные организаторы в виде структурированных общественно-политических субъектов – партий и движений.

Во-вторых, если изначально известна тема митинга, то на них должны присутствовать представители акиматов и профильных ведомств, к которым направлены основные претензии.

В-третьих, культура протеста в своем развитии должна двигаться по конкретным направлениям. К примеру, если любая политическая партия продвигает какой-либо законопроект или реформу, то пусть проводит митинг. Объясняет публично свою позицию и одновременно заручается общественной поддержкой. Также в случае появления альтернативного мнения выходит на дебаты с оппонентами уже во внеуличном формате.