Выборы в Казахстане: зачем нужны «однопроцентные кандидаты»
Мнения

Выборы в Казахстане: зачем нужны «однопроцентные кандидаты»

Выборы в Казахстане: политолог Уразгали Сельтеев объяснил, зачем нужны «однопроцентные кандидаты». Соответствующий пост об этом эксперт опубликовал у себя в Telegram-канале, передает NUR.KZ.

Выборы в Казахстане: зачем нужны «однопроцентные кандидаты»

Иллюстративное фото NUR.KZ

Сейчас активно обсуждаются кандидаты от политических партий. Внимание к «претендентам» от республиканских общественных объединений остается на заднем плане.

Тем временем 17 апреля РОО «Ұлы Дала Қырандары» номинировало участвовать в президентских выборах своего сопредседателя. Это писатель Садыбек Тугел. Персона малоизвестная. Гугл его практически не знает.

Ни одно СМИ не осветило данное выдвижение. Все обошлось лишь непопулярными постами в социальных сетях.

Абсолютно безобидный участник, без каких-либо притязаний. Если и пройдет все этапы утверждения в ЦИК, то во время скромной избирательной кампании будет пропагандировать идеи духовного возрождения и поднятия казахской культуры. Сосредоточится на важности улучшений в социально-культурной сфере. Будет подчеркивать достижения, ставшие возможными благодаря политике Елбасы.

Тугел – это прототип «однопроцентного кандидата».

Возникает первоочередной вопрос, есть ли необходимое количество сторонников? Сможет ли зарегистрироваться?

Чтобы собрать 90-100 тысяч подписей (не менее 1% избирателей), нужны колоссальные человеческие и финансовые ресурсы. В условиях цейтнота затраты увеличиваются. Также потребуются немалые расходы на приличную агитацию.

Казалось бы, ничего ценного в таких кандидатах нет.

Однако на подобные фигуры, не имеющие политических амбиций, реальным претендентам на пост президента следует обратить внимание. Попросту им надо помочь.

Их можно использовать прагматично. Оказать содействие в прохождении требуемых процедур в обмен на самоотвод. То есть за несколько дней до голосования он отказывается от участия в выборах в пользу доминирующего кандидата. Это обкатанная технология в мировой практике.

«Серый» участник получает относительное наращивание медийного капитала в ходе избирательной кампании для каких-то других личных целей. При этом избегает итогового вердикта в виде ничтожных процентов.

В свою очередь основной претендент на пост президента условно добавляет себе плюс 1% и самое главное – позитивное наполнение информационной повестки.

В результате в общественном сознании формируются дополнительные ассоциации о всенародной поддержке его кандидатуры.

Возможно, увидим хотя бы такие незамысловатые электоральные трюки.